Магия предсказания карт Таро
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.


Магия предсказания карт Таро
 
ФорумПорталПоследние изображенияПоискРегистрацияВход

 

 Цвета и психология

Перейти вниз 
АвторСообщение
Илма
Admin
Илма


Сообщения : 249
Дата регистрации : 2014-09-24
Возраст : 57

Цвета и психология Empty
СообщениеТема: Цвета и психология   Цвета и психология Empty07.06.16 19:32

Психологическое значение цветов. (метод Люшера)

Можно ли описать словами музыку? Можно ли выразить словами значение взгляда? Как бедны привычные понятия, когда мы пытаемся описать словами чувства, переживаемые нами ярко и сильно!
Такие цвета, как красный и коричневый кажутся нам абсолютно разными. Несмотря на это, мы воспринимаем и тот, и другой как теплые. Понятия «теплый» и «холодный» с точки зрения осязания, совершенно не отражают истинного смысла.
Тот факт, что разные люди воспринимают тончайшие цветовые оттенки с большой точностью, подтверждает, что смысл каждого цвета в человеческом восприятии объективен. Цветоразличение у разных людей вызывает одинаковые, определенные переживания при взгляде на каждый цвет. Поэтому цветовое восприятие является общепонятным языком ощущений, не требующим словесного выражения – визуальный язык.
Цвета имеют не только определенный внешний вид (например, красный или синий), но характеризуются и другими видами восприятия (например, теплый – холодный; круглый – имеющий углы).
Эмоциональное восприятие цвета – это и есть его объективное значение. Например, красный для всех людей является активирующим, возбуждающим. Это истинно для всех культур мира. Чистый красный цвет несет в себе смысл стимуляции и энергии.
Общепринятый смысл цвета оценивается каждым человеком по-своему. Он либо соглашается с таким значением, либо отвергает его, основываясь на собственных ощущениях (например, нервозность, неприятие). На восприятие цвета оказывает мощное влияние личное субъективное ощущение: симпатичный, индифферентный (безразличный), вызывающий антипатию.

В зависимости от душевного состояния человека определенное значение цвета, а соответственно, и смысл, заложенный в нем, подтверждается, игнорируется или отвергается. Если мы считаем цвет красивым, это значит, что мы согласны с его смысловым значением. Этот цвет отражает наше душевное состояние. По выбранному или отклоненному цвету в тесте Люшера, мы можем четко определить наше эмоциональное или физическое состояние. Выбор цвета происходит неосознанно, поэтому он позволяет увидеть реальность, а не субъективное представление человека о себе (как обычно бывает при вербальных методиках – опросах, анкетировании, психоаналитической сессии и т.д.).
Большое количество цветов отражает целую гамму эмоций. Таким образом, цвет является высокодифференцированным языком чувств, как и музыка. Значит, цвета можно назвать «визуализированными чувствами». Более подробно значения цветов и система регуляционной психологии описаны в главном труде М. Люшера «Закон гармонии в нас».
Синий (1).
Темно-синий цвет вызывает ощущение глубочайшего умиротворения. Экспериментально доказано, что при длительном рассматривании темно-синего цвета, дыхание замедляется, пульс и кровяное давление снижаются. Общепринятое психологическое значение темно-синего цвета – покой.
В. Кандинский считает синий «концентрированным движением».
Темно-синий цвет вызывает расслабленность и удовлетворение. Он дает чувство глубокой гармонии, упорядоченности, единения и защищенности. Поэтому покрывало Девы Марии синее.
Синий соответствует чувству самосознания, а также удовлетворения или самоотдачи.
В состоянии внутреннего покоя человек бессознательно открывается к окружающему миру, улавливая более тонкие сигналы извне. Душевное состояние «синего цвета» создает условия для чуткого эстетического восприятия. И. Кант называет это «спокойной удовлетворенностью».
Шеллинг (1775 – 1854 г.г.) описывает в своей «Философии искусства» символ синего как покой – вызываемое красотой своеобразное состояние – штиль на море.
Синий цвет символизирует вечность, отсутствие временных рамок, поэтому его выбирают как символ традиции, единения и сплоченности. («Синий – верность»).
Взаимосвязи и чувство принадлежности выражаются в выборе оттенков синего.
Новалис в своем романе «Генрих фон Офтердинген» описал романтический настрой через образ синего цветка. «Небо было черно-синее и абсолютно чистое. Его (Генриха) заворожил высокий, ярко-синий цветок, росший у источника и касавшийся его своими широкими, блестящими листьями. Он не замечал вокруг ничего, кроме синего цветка и долго, с огромной нежностью его рассматривал». Нечто похожее есть и у Хельдерлина в романе «Гиперион»: «В синеве эфира юный герой видит единство с мирозданием как вечный покой: «Потерянный в далекой синеве, я часто смотрю наверх в эфир. Единство со всем живым, возвращение к благословенному самоотречению, в мир природы – место вечного покоя»».
Одно из известнейших стихотворений И.В. Гете полностью отражает суть синего цвета:
«Тихие вершины спят во тьме ночной,
Сонные долины полны свежей мглой.
Не пылит дорога, не дрожат листы,
Подожди немного – отдохнешь и ты…»
Зеленый (2).
Люшеровский зеленый (2), темный, с оттенком синего, как еловая хвоя, выражает стабильность, твердость, настойчивость и постоянство. Зеленый не обладает воздействующей на других экспансивной энергией (как оранжево-красный), а содержит накопленную внутри энергию напряжения, находящуюся не в состоянии покоя, а готовности к действию. Снаружи она кажется статичной.
У зеленого, как у любого другого основного цвета в зависимости от тона, меняется значение. Чем больше в нем темно-синего, тем более твердым, холодным, напряженным, жестким он воспринимается психологически. Так же, как молекулы образуют определенной жесткости структуру твердого тела, не видимую снаружи, так и в человеческой душе возникает чувство внутреннего напряжения. Это «проникновение в самого себя». Это самоосознание, управление собой, самооценка.
Создавая стабильность и постоянство, зеленый (2) представляет собой систему ценностей.
Отдающий предпочтение такому зеленому (2), может быть охарактеризован как человек, твердый в своих убеждениях, умеющий противостоять внутренним и внешним воздействиям, в т.ч. соблазнам, искушениям; человек, обладающий глубоким чувством самоуважения.
Слова “noblesse oblige” (положение обязывает) или «поступай правильно и никого не бойся» — как раз о таких людях.
Зеленый (2) – то стабильность убеждений, самоуважение, нерушимость нравственных ценностей.
Психологическим значением зеленого (2) является также чувство собственной значимости, проявляющееся как уважение, достоинство, компетентность, авторитет, собственность, доминанта в определенном пространстве.
Если внутренней стабильности зеленого (2) нет, а соответственно и целостности, неприкосновенности, безупречности, то эти качества подменяются демонстрацией, для внешнего эффекта – манерностью, кичливостью, чрезмерной «гордостью», иногда хвастливостью и т.д. Престиж становится позой.
Тот, кто нуждается во внешнем одобрении, использует символы статуса для создания видимости собственной значимости. Он оказывается в свете рампы, направляет на себя прожектора, разыгрывает стабильность, величие, достоинство и престиж.
Красный (3).
Из всех цветов желто-красный (3) оказывает самое сильное активирующее действие. Если долго смотреть на такой цвет, дыхание участится, повысится давление, частота пульса возрастет.
Психологическое значение этого цвета – возбуждение, стимуляция, активность. Это также реакция на требования и вызов. Если идет радостная активация — то красный (3) считается мощной силой. Человек, выбирающий красный (3), воспринимает его как стимуляцию, захват, сильное движущее желание. Это «аппетит» во всех его проявлениях: от страстной любви до жадного обладания. Активность красного (3) – целенаправленная энергия: физическая активность (спорт, секс); эмоциональная (пылкое, страстное воодушевление); это также нимб над головой святого; любовь как покорение. Это и проявление власти. Красный – это вера в собственные силы, уверенность в себе.
Важно помнить, что восприятие любого цвета, будь то красный (активация), или синий (спокойствие) может быть как положительным (предпочтение), так и отрицательным (отвержение).
Если красный (3) внушает антипатию или отвращение, он воспринимается как неприятный или мучительный, несущий в себе угрозу. Возникает раздражение, гнев, отвращение (до физического ощущения тошноты).
Немецкий детский стишок очень хорошо это отражает:
«Красный – это любовь,
Красный – это кровь,
Красный – это черт в ярости…»
Название «красный» как общее название любого другого цвета не отражает истинной сущности цвета, т.к. не учитывается огромное число оттенков, в каждом из которых заложен свой, неповторимый смысл. Так, термин «классическая музыка» объединяет весь спектр, от «Ларго» Генделя до «Болеро» Равеля.
Чистый красный, желтоватый, синеватый или коричневатый – все они имеют абсолютно разные оттенки значений.
Коричневато-красный имеет оттенок умиротворения; синеватый – стабильности, устойчивости так же, как это отражает чистый зеленый; если к красному добавить желтый, то происходит активация.
Желтый (4).
Чистый желтый (4) – самый яркий цвет. Подобно солнцу, светлый и сияющий. При попадании света на желтый цвет, за счет сильного отражения создается впечатление скольжения по поверхности. Желтому не хватает глубины и таинственности темных цветов.
Желтый соответствует чувству свободного развития, поэтому желтый (4) предпочитают люди, ищущие для саморазвития меняющиеся, свободный отношения (может быть, расставания, далекие путешествия, полеты). Желтый – это решение, освобождение, изменение, развитие, широкий простор. Это поиск нового.
Таким образом, желтый (4) является противоположностью зеленому (2): расширение – сжатие; изменение — стабильность; свобода – ограничение.
Желтый (4) также считается цветом «освещения» и избавления (нимб над головой Иисуса Христа — Спасителя).
Беззаботное веселье можно назвать «желтым настроением».
Фиолетовый (5).
Фиолетовый получается при смешивании красного и синего. Красный – это импульс для завоевания и переживания. Его удовлетворение осуществляется в синем. Красный стремится достигнуть согласия и единства путем борьбы и захвата. Синий же стремится к тому же путем спокойной самоотверженности. Оба пути, и красного, и синего нацелены на единение. Оба цвета переходят свои границы и трансформируются. Поэтому фиолетовый можно охарактеризовать как разрушающую барьеры метаморфозу. Путь красного автономный, авторитетный. Путь синего – рецептивный, гетерономный, безусловного приятия. «Мужской» красный и «женский» синий превращаются в не имеющий пола фиолетовый. 75% детей во всем мире, не достигших половой зрелости, предпочитают фиолетовый. Фиолетовый является цветом трансцендентности, перехода в мир, где доминируют эмоциональные ценности.
Фиолетовый – это единство противоположностей. Поэтому его так часто используют приверженцы мистических традиций.
Фиолетовый является также выражением любознательности, увлеченности, идентификации, впечатлительности (колебания от красного к синему, от импульсивного желания до осторожной чувствительностью). Такое же восприятие реальности характерно для творческих личностей.
Белый (6) и Черный (7).
Белый из всех цветов – самый светлый. Он может восприниматься как ослепительный.
Радикально противоположные цвета черный и белый отражают полярность (черный – отрицание; белый – подтверждение). Решение “fightorflight” (борьба или бегство) принимается не в головном мозге, а филогенетической лимбической системе обонятельного мозга, сформировавшейся гораздо раньше. Черный и белый указывают на кризис, требующий принятия четкого решения (белый – бегство, освобождение от препятствий, открытость к новым возможностям; новое начинание). Белый является цветом чистоты и невинности (подвенечное платье невесты), часто используется в рекламе моющих средств; в христианских традициях представляет собой цвет святости.
Черный – самый темный из всех цветов, практически отсутствие цвета. Белый – излучение, черный – поглощение.
Черный – противоположность всему позитивному, абсолютное отрицание, безоговорочное «нет». Проявляется также как воля к уничтожению существующего, оппозиция, авторитарное давление по отношению к любому другому мнению и образу жизни.
Антропологи Б. Берлин и П. Кей из Университета Беркли, Калифорния, доказали, что даже в самом примитивном языке существуют понятия белого и черного. Языки, передающие информацию о других цветах, ставят на третье место обычно красный; на четвертое и пятое попеременно зеленый и желтый; на шестое всегда синий; на седьмое – коричневый; на восьмое – либо фиолетовый, либо розовый, либо оранжевый, либо серый.


Последний раз редактировалось: Илма (11.09.16 17:28), всего редактировалось 1 раз(а)
Вернуться к началу Перейти вниз
https://ilma.forum2x2.ru
Илма
Admin
Илма


Сообщения : 249
Дата регистрации : 2014-09-24
Возраст : 57

Цвета и психология Empty
СообщениеТема: Re: Цвета и психология   Цвета и психология Empty07.06.16 19:34

Цвета и психология Eiaae_11
Вернуться к началу Перейти вниз
https://ilma.forum2x2.ru
Илма
Admin
Илма


Сообщения : 249
Дата регистрации : 2014-09-24
Возраст : 57

Цвета и психология Empty
СообщениеТема: Re: Цвета и психология   Цвета и психология Empty07.06.16 19:36

Цвета и психология Ei__ia10
Вернуться к началу Перейти вниз
https://ilma.forum2x2.ru
Илма
Admin
Илма


Сообщения : 249
Дата регистрации : 2014-09-24
Возраст : 57

Цвета и психология Empty
СообщениеТема: Re: Цвета и психология   Цвета и психология Empty07.06.16 19:37

Цвета и психология Ei_a_e10
Вернуться к началу Перейти вниз
https://ilma.forum2x2.ru
Илма
Admin
Илма


Сообщения : 249
Дата регистрации : 2014-09-24
Возраст : 57

Цвета и психология Empty
СообщениеТема: Re: Цвета и психология   Цвета и психология Empty07.06.16 19:37

Цвета и психология Ao_zue10
Вернуться к началу Перейти вниз
https://ilma.forum2x2.ru
 
Цвета и психология
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» Цвета в Таро
» Какого цвета МАГИЯ?
» Какого цвета Ваше имя?

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Магия предсказания карт Таро :: Все о Таро :: Магия Таро-
Перейти: